Содержание
На сегодняшний день 3D моделирование, 3D печать и фрезеровка плотно заняли заметное (если не доминирующее) место в процессе создания скульптур и скульптурных объектов различного типа. Примеры использования этих технологий можно ежедневно наблюдать по всему миру. Однако в связи с закрытостью и непрозрачностью практических всех этапов процесса создания скульптуры и арт-объектов, для сторонних наблюдателей этот факт остается чем-то вроде тайны. С одной стороны, кажется, что никто особенно не скрывает применяемые технологии, но в тоже время публично говорить об их применении и вообще о реалиях современного творческого процесса никто не спешит. Особенно эта ситуация заметна на русском языке. Последующий текст - это попытка хотя бы немного исправить ситуацию на примере одного из многочисленных проектов в которых 3D моделирование и печать применяется совместно с художественным литьем металлов.
Вначале 2025 года наш творческий коллектив «СРЕДИ ||| БЕРЕЗ» закончил работы по созданию трех фигур из серии малых городских скульптур для Тюмени в рамках проекта «Тюмики – легенды тюменских улиц». Все три композиции высотой от 15.5 см до 21 см были разработаны в 3D, напечатаны на 3D принтерах, переведены в металл и подготовлены к установке.
Лев. Высота 15.5 см.
Права. Высота 15.5 см.
Деревянных дел мастер. Высота 21 см.
Создание каждой подобной фигуры от разработки эскиза, через 3D моделирование, 3D печать (или фрезеровку), формовку и художественное литье в металле занимает до двух месяцев. Конечно, некоторые этапы накладываются друг на друга и таким образом фактически затраченное календарное время на художественную часть может отличаться в сторону уменьшения. Но тогда нужно учитывать время и силы, потраченные на организационные моменты. На практике создание и установка каждого скульптурного объекта (любого размера) — это большой коллективный труд, который требует слаженной работы многих людей на всех этапах.
3D модели готовые к 3D печати, формовке и художественному литью были разработаны в ZBrush.
Давайте рассмотрим процесс разработки и создания серий малых городских скульптур с применением 3D печати и 3D моделирования на примере тюменского проекта.
Во второй половине 2024 года представители проекта «Тюмики – легенды тюменских улиц» обратились к нам с предложением разработать и создать несколько малых скульптур для Тюмени. На тот момент у них уже были основные соображения на тему того что и зачем планируется делать, но нерешенной оставалась визуальная часть.
После предварительного обсуждения, было принято решение разработать первую пробную фигуру в предложенной оригинальной манере и стилистике. Опорной точкой была выбрана эстетика русских сказок и русского модерна, в частности. С определенными допущениями, разумеется.
Одним из основных моментов на которые опирался такой выбор - это желание избежать клише из диснеевских мультфильмов, которые уже широко применяются в аналогичных проектах. В русской культуре есть большой пласт прекрасных произведений, которые можно использовать для поиска опорной стилистики. Например, для первой разработанной фигуры были выбраны следующие произведения:
Скульптура Лев
По итогам разработок вариантов эскизов, был слеплен следующий вариант тюмика по имени Лев. Выбранное решение соответствует сформулированной визуальной концепции, и фигура без дискуссий и дальнейших обсуждений ушла на 3D печать, формовку и художественное литье из металла.
А вот это пример рабочих комментариев к содержанию разработанной фигуры на этапе разработки эскиза в объеме.
На изображении с комментариями видно, что промежуточный вариант имел ряд отличий, как в деталях, так и в крупных формах (посадке головы, например) от финальной фигуры. Сила цифровых эскизов в объеме как раз в том, что они позволяют более активно искать варианты решения на разных этапах проектов без необходимости каждый раз лепить все заново.
После лепки в ZBrush модель уходит на печать с учетом определенных поправок на то что в дальнейшем она будет использоваться для литья.
С напечатанной фигуры снимается силиконовая форма и уже с помощью этой формы делается восковая мастер модель. На фотографии отсутствует рука так как она печаталась и формовалась отдельно в связи с конструкцией фигуры.
Затем она был припаяна в воске перед переводом в металл. Готовая восковая модель используется для литья по выплавляемым моделям и получается металлическая отливка.
Черновая отливка обрабатывается и патинируется до достижения финального результата.
Готовая фигура сразу же уехала в Тюмень, и работа двинулась дальше.
Скульптура Права
В пару ко Льву была заэскизирована, слеплена, напечатана и отлита девушка Права. Согласно изначальной концепции они должны стоять на мосту друг напротив друга. Общий визуальный стиль был уже найден, и работа продолжилась в том же русле.
После подготовительного этапа поисков была разработана модель следующего вида:
Разумеется не без сбора примеров и дополнительной информации и образцов. Как и в первом случае образы опираются на существующее культурное наследие, включая перосмысленные решения предшественников.
По описанной выше технологии, готовая 3D модель была напечатана на 3D принтере став нашей мастер моделью.
Мастер модель была заформована и получена восковая модель, которая была обработана и использована для дальнейшего литья.
Силиконовая форма, которая была снята с напечатанной мастер модели.
Отлитая фигура перед обработкой и патинированием.
Итоговый результат.
Скульптура Деревянных дел мастер
Деревянных дел мастер стал третьей фигурой, созданной для Тюмени. Выбранное решение включает в себя узнаваемый образ части деревянного наличника. При желании, наличник выбранный как часть композиции можно найти в городе.
В связи с добавлением дополнительных элементов высота всей скульптуры увеличилась с 15.5 см до 21 см, но технологический процесс остался тем же самым.
После предварительного обсуждения концепции была слеплена 3D модель в ZBrush.
Мастер модель напечатана на 3D принтере.
Снята силиконовая форма и получена восковка.
Восковая модель была переведена в металл путем литья по выплавляемым моделям.
Отливка была обработана и получился следующий результат.
Кроме того, всем фигурам были добавлены крепежи необходимые для установки в выбранных местах.
Вот все и готово. Еще раз хотим поблагодарить всех людей принимавших (и еще будущих принимать) участие в проекте. Реализация таких проектов — это большой коллективный труд. Спасибо всем!